В России снизился розлив вина в упаковку Bag-in-box

По оценкам экспертов Роскачества, за 6 месяцев 2021 года было выпущено более 118 млн литровых упаковок вина формата «бэг-ин-бокс». За аналогичный период 2022 года произвели пока примерно четверть этого объема: 32,6 млн литров вина в литровой таре. При этом общий объем производства тихого вина остался стабильным по сравнению с 2021 годом.

«В первом полугодии у большинства российских производителей существенно выросло количество запросов от торговых сетей. В первую очередь, на вина в стеклянной таре, в рамках импортозамещения. Это основной тип тары для вина в России, ее достаточно и благодаря ценам на энергоносители она гораздо дешевле, чем в Европе. В то же время проблемы с другими типами упаковки, в том числе связанные с прекращением в конце марта текущего года поставок компании Tetra Pak, мало затронули рынок. Доля всех типов мягкой упаковки в общем объеме производства в 2022 году снизилась примерно на 4,5%. Это очень небольшое снижение, и потребители вряд ли заметили какие-то существенные изменения ассортимента типов тары на полках», - отмечает директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России» Олеся Буняева.

По состоянию на конец 2021 года, вина в классической стеклянной таре занимали в объемах производства тихого вина в России чуть менее 57%. Остальной объем был разделен между мягкой упаковкой и жестяной банкой, доля которой на рынке пока не превышает 0,5%.

По данным экспертов основными типами мягкой упаковки на рынке являются литровые пакеты тетрапак (и их аналоги) – 40,7% в объеме производства тихого вина, а также двух и трехлитровые упаковки Bag in box. Последняя была изобретена в Австралии в конце XX века, и сейчас переживает второе рождение, благодаря удобству хранения и использования. В России ее доля пока незначительна – порядка 1,8%, однако имеет тенденцию к умеренному росту.

«В России не такое отношение к «тетра паку», как в Европе. Здесь вино в подобной упаковке сразу воспринимается, как недорогой продукт очень низкого качества. «Тетра пак» – это, безусловно, удобная транспортировочная тара, это прочность, экономичность и экологичность. Мы пробовали лить в нее разные вина, и недорогие, и среднего ценового сегмента, но спросом этот формат не пользовался. Сейчас мы делаем ставку на вина в упаковке Bag in box только для ресторанов и кафе, где вина разливают по графинам, бокалам и т.д.», - говорит заместитель генерального директора ООО «Кубань-Вино» Евгений Емельянов.

Преимущество упаковки Bag in box в ее герметичности (вино наливают через специальный кран, который не пропускает в упаковку воздух) и возможностях продолжительное время хранить начатую упаковку в холодильнике, не теряя в качестве вина.

«Упаковка для вина – это вторично, - подчеркивает руководитель Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян - В любой упаковке может быть и качественное вино, и низкопробный продукт. Мне известны случаи, когда рестораны используют упаковку Bag in box, в том числе большого объема 10 литров и более. В обычной продаже упаковку 3 литра можно назвать сезонным продуктом для больших компаний, выездов на природу».

Для производителей этот тип тары удобен тем, что он не требует дорогостоящих и сложных в обслуживании линий, сервис которых может быть затруднен из-за санкций (как в случае с литровыми пакетами). Bag in box можно разливать на полуручных линиях, и это оборудование доступно производителям практически любого масштаба.

© 2022 WINE WEEKLY. Все права защищены.